Как оценивается объем рынка страхования в России

Как оценивается объем рынка страхования в России? Можно ли ожидать, что через несколько лет показатель вырастет/упадет? Почему?

В 2017 году общий объем рынка страхования в России составлял 1 триллион 200 миллиардов рублей, за 2018 год данный показатель составил 1 триллион 400 миллиардов рублей. Таким образом, имела место тенденция роста на 200 миллиардов, которая не сохранилась к 2019 году.

Если говорить о первом квартале 2019 года, то общий объем рынка страхования составил 378 миллиардов, что практически равно объему первого квартала 2018 года (377 миллиардов). Разница в 1 миллиард рублей указывает на стагнацию страхового рынка, следовательно, прогнозы 2018 года о росте объемов в 10% не оправдали себя, поскольку при сохранении тенденции роста показатель за 1квартал 2019 года должен был составить приблизительно 473 244 268 миллиарда.

Можно предположить, что стагнация рынка вызвана непростой экономической ситуацией в стране.

Возможно, стабилизация внутренней экономики приведет к возобновлению роста объемов рынка страхования.

Также стоит отметить, что Россия в страховой сфере, хоть и медленно, но движется в сторону запада. Об этом свидетельствует рост размеров страховых выплат семьям пассажиров, погибших в авиакатастрофах.

Возможно, в будущем рынок страхования придет к тому, что ответственность будут страховать не только по принуждению государства, но и исходя из принципов добросовестности и предусмотрительности участников гражданского оборота, что, безусловно, приведет к увеличению объемов рынка страхования.

 

Если говорить о Петербурге, то как тут оценивается объем рынка страхования жизни? Какие сегменты страхования показывают наиболее активный рост в Петербурге? Аналогичная информация интересует по России. (например, страхование жизни, ДМС, КАСКО, ОСАГО).

Если говорить о Петербурге, то общий объем рынка страхования жизни в первом квартале 2019 г. составил около 4 051 273 718 рублей. По России данный показатель за этот же период составил 85 238 369 709 рублей. Несмотря на общую стагнацию рынка страхования, в данной сфере имеет место тенденция роста. Большая часть объема страховых продуктов приходится на страхование жизни заемщиков. По сравнению с 2018 годом прослеживается рост объема и стоимости ипотеки, что можно считать причиной роста объемов продаж страховых продуктов в данной сфере.

Если говорить о потребительских кредитах, то несмотря на прямой запрет законодателя на навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг, кредитные организации не стремятся соблюдать данные положения закона. Поэтому граждане, которых нестабильная экономика и темпы инфляции вынуждают кредитоваться, страхуют жизнь и здоровье для получения кредитов. При этом страховые премии для аффилированных с банками страховщиков могут доходить до 30% от стоимости кредита, что и приводит к увеличению объемов в данном сегменте рынка страхования не только в Петербурге, но и по России в целом.

Также стоит отметить, что так называемый «период охлаждения» граждане применяют крайне редко, поскольку опасаются, что это негативно отразится на их кредитной истории.

В сфере обязательного личного страхования, включающего государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц прослеживается существенное падение объемов страхования – 9 374 057 248 рублей, тогда как в первом квартале 2018 г. данный показатель по России составлял 15 216 900 432 рублей. С учетом того, что за указанный период не проводилось массовых сокращений указанных категорий граждан можно говорить о том, что имеет место борьба страховщиков за данный сегмент рынка, которая происходит путем снижения страховых премий. Таким образом в данном сегменте можно прогнозировать дальнейший спад.

В сфере страхования КАСКО также прослеживается спад объемов страхования. Снизилось как количество заключенных договоров страхования, так и размер страховых премий.

Падение вызвано снижением объема продаж новых автомобилей, а также широким распространением скоринга (аналитический инструмент для оценки возможной будущей убыточности владельца страхового полиса КАСКО на основании данных из его кредитной истории. Значение выдается в виде скорингового балла. Значение балла отражает убыточность клиента в течение последующих 12 месяцев), а также иных способов быстрого расчета убыточности. Так, например, в 2018 г. страховая премия за автомобиль, рассчитанная по старым методикам составляла 280 т.р., а в 2019 г. она может составить не чуть меньшую сумму, а уже 110 т.р., поскольку страховщик имеет возможность оперативно рассчитать безубыточность.

Также стоит отметить, что по сути КАСКО изживает себя как вид страхования. Вполне вероятно, что в будущем мы придем к европейской системе, где ОСАГО не имеет лимита, что фактически делает страхование КАСКО по риску ущерб нецелесообразным.

Таким образом, можно прогнозировать дальнейший спад в объемах данного сегмента рынка страхования.

 

Ранее аналитики "Эксперт РА" публиковали информацию о том, что доля страховщиков, которые применяют "интернет-решения" для продажи страховых продуктов приближается к 100%. Действительно ли наблюдается сейчас такая тенденция? В Петербурге также активно покупают страховые продукты через Интернет?

 

Действительно с каждым годом продажи страховых продуктов через интернет растут, однако говорить о том что все продажи происходят, таким образом, пока преждевременно, но страховщики стремятся к этому по двум причинам:

1.     Формирование рынка прямых продаж

В настоящее время страховой бизнес опирается на две составляющие:

1.     Корпоративное страхование – участие в тендерах и т.п.;

2.     Агентский бизнес – выплата вознаграждения агенту за приведенного клиента.

 

Мы четко видим, что действующая система фактически не предусматривает прямых продаж страховых продуктов. Агентское вознаграждение существенно влияет на конечную стоимость страхового продукта для потребителя.

Страховые компании стремятся оптимизировать систему, поскольку прямая продажа должна удешевить стоимость страхового продукта и, как следствие привлечь клиента. При этом в настоящее время стоимость страховых продуктов, приобретаемых через интернет не особо отличается от аналогичных, приобретенных через агента, поскольку система еще только формируется, страховщики активно вкладывают немалые деньги в IT технологии и пока не могут позволить себе снизит страховые премии при интернет продажах.

 

2.     Подстройка под новую целевую аудиторию

Современный страхователь привык к минимальному количеству манипуляций для получения желаемых услуг и товаров. Все меньше граждан готовы куда-то звонить или ехать для решения каких-то вопросов, поэтому современному потребителю интересны услуги, предоставляемые через интернет. Это актуально, современно и быстро.

 

Ярким примером здесь является система продаж электронных полисов ОСАГО. В тоже время стоит отметить, что законодатель сперва обязал страховщиков продавать полисы через интернет, реализовав сырую систему, позволявшую гражданам обманывать страховщиков, что привело к возникновения огромных убытков у страховых компаний и это при том, что ОСАГО как вид страхования итак является убыточным. Лишь после многочисленных жалоб стали выделяться деньги для совершенствования платформы сайта РСА. Граждане указывали неверные регионы использования транспортного средства, страховали автомобили, указывая тип транспортного средства – мотоцикл и т.п. Все эти действия приводили к необоснованному снижению страховых премий.

В настоящее время система совершенствуется, поэтому возможностей обмануть страховщика, покупая ОСАГО через интернет становится меньше.